Совершенствование РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ.
Доклад
Выбор темы моей магистерской диссертации явлился результатом анализа современных проблем управления энергетикой в России. На основе достаточно обширного обзора специальной литературы и периодики по теории и практике управления в энергетике выполнен анализ, который показал, что основными причинами проявления кризисных явлений в энергетике являются: недостаточная проработка принципов и механизмов управления энергетикой и Непрозрачность производственно-хозяйственной деятельности энергосистемы для регулирующих организаций.
Целью работы явилось Информационное моделирование региональной экспертизы тарифов на энергию, направленное на повышение ее “прозрачности”.
Были поставлены следующие задачи:
- Анализ зарубежного опыта планирования и реализации управления спросом
- Обеспечение достоверности тарифов. Развитие распределенной информационной сети управления региональной энергетикой.
- Информационное обеспечение этапов региональной экспертизы тарифов на энергию
- Исследование тарифных стратегий региональных энергокомпании и их последействий.
На основе анализа зарубежного опыта были сделаны следующие выводы:
- За рубежом ценовое регулирование в энергетике не реализуется государством на основе разового утверждения баланса энергии/мощности и разового анализа конечного плана производства. Органы регулирования постоянно участвуют в разработке плана производства как субъект, принимающий решение о выгодности каждого его элемента для общества. При этом регулирующая организация при экспертизе определяет достоверность информации, используя оперативный доступ к первичной информации через распределенную информационную сеть.
- Равноправный доступ к информации для всех субъектов рынка, являющийся одним из основных принципов рыночной экономики, может быть обеспечен только государством. Для этого необходимо соответствующее информационное обеспечение регулирующих организаций – наличие информационной сети, узлами которой являются все основные источники информации о функционировании и развитии энергетики.
Схема распределенной информационной сети (Пл 3) как эффективная система мониторинга энергетических объектов представлена на плакате 3.
Сеть объединяет автоматизированные рабочие места (базы данных и знаний) энергоуправления (Пл. 4), энергопредприятий (Пл. 4), РЭК (Пл. 4), информационно-аналитического центра при ТУ ГАК (Пл. 4), местный Комитет государственной статистики, департамент энергетики субъекта Федерации и т.д.
На (Пл. 4) представлена Принципиальная схема этапов региональной экспертизы тарифов на энергию. Блоки …
Обрабатываемую в ней информацию можно условно разделить на следующие три блока:
- Первичные данные и 2. геоинформация, необходимые для проверки достоверности отчетных и плановых материалов и мониторинга состояния.региональной энергетики и последействия тарифов на экономику региона.
- Отчетные и плановые материалы ОАО-энерго.
В работе был выполнен анализ социально-экономических показателей энергокомпании и региона (Пл. 4, бл. ), информация по которым собирается и обрабатывается Стат управлением
Был сделан вывод об удовлетворительном уровне обеспечения геоинформацией с точки зрения целей м задач региональной экспертизы тарифов на энергию.
На плакате 5 в качестве примера дано графическое сопоставление цепных и базисных темпов роста цен в эл. Энергетике, промышленности и потребительском секторе.
Анализ собранных материалов по энергопотреблению энергопотреблению, энергообеспечению и эффективности использования энергии в НСО (см. пл 6) позволяет сделать выводы о том, что есть реальные возможности для организации регулярных расчетов последействия уровня тарифов у потребителей энергии и энергокомпании (Пл. 4, бл 7), в частности, определение доли затрат в себестоимости продукции.
Особое значение в повышении прозрачности региональной экспертизы тар. На энергию имеет прямой санкционированный доступ гос. Регулирующих организаций к к первичной информации энергопредприятий (Пл. 3).
В диссертации на примере топливной составляющей сметы затрат исследованы первичные информационные потоки и разработана структура интегрированной БД (Пл 7) по топливообеспечению электростанции, выделены контролируемые в первую очередь информационные массивы (1.1. Договора, 2.2. Накладные, 3.1. Счета-фактуры).
Например, на сегодня актуален анализ процесса поступления топлива с целью контроля и исключения посредников. На существ. Уровне информационного обеспечения эксп. Тар. Эта задача практически не решается (совещания блокируются, вопрос выбрасывается из повестки дня. На плакате 8 представлен пример справки-запроса по шахтам-разрезам (бородинский и бачатский). По запросу можно контролировать наличие посредника по первичной информации.
При анализе тарифной политики в регионе и последействия уровня тарифов у потребителей и энергокомпании были разработаны предельные варианты тарифных стратегий регулируемых энергокомпаний.
Стратегия кр опт !!(пл 9) основана на допущении, что потребитель в любом случае заплатит за энергию, а стр. долг. Опт. (!!пл 9) – на основе тезиса, что потребители –единственный источник доходов энергокомпании, следовательно рост доходов возможен только при росте платежеспособности потребителей.
Результаты анализа показали, что стр кр оптимизац выгодна только отдельным руководителям ОАО-энерго, т.к. она позволяет получить быстрый доход, а рост неденежных видов платежей повышает возможности использования своего положения в корыстных интересах.
Следовательно, реализация только 2-й стратегии – одна из целей государственного регулирования в энергетике, т.к. только она позволяет защитить интересы потребителей энергии и обеспечить постоянную финансовую устойчивость энергокомпании.
Особую роль в успешной реализации этой стратегии играют программы управления спросом на энергию. Этот вопрос проработан на основе зар опыта и результаты представлены в гл. 3. Диссертации.
В заключение следует подчеркнуть, что одним из необходимых условий реализации программ управления спросом является проведение регулярной информационно-аналитической работы с использованием распред. Сети упр. Региональной энергетикой, которая обеспечивает полноту и достоверность информации как основного ресурса управления.