Управление региональными энергетическими системами - глава 2

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ




Необходимость выполнения региональной экспертизы тарифов на энергию, совершенствования ее научно-методического обеспечения и технологии проведения определяются инфраструктурным характером энергетики как одной из отраслей жизнеобеспечения региона, важностью в связи с этим поддержания со стороны региональных властей баланса интересов производителей и потребителей энергии. 

В связи со сказанным региональная экспертиза в качестве своего обоснования должна предполагать осуществление комплексного анализа и синтеза социально-эколого-экономических факторов, влияющих на формирование тарифов. 

В настоящее время процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с «Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», введенным в действием постановлением правительства РФ №121 4 февраля 1997 г. В реализации государственной политики регулирования тарифов центр тяжести перенесен на региональный уровень, поэтому определяющее значение имеет эффективность функционирования низшего иерархического звена системы государственного регулирования – региональной энергетической комиссии (РЭК). К ее деятельности предъявляются особые требования, которые вызваны специфическими технико-экономическими особенностями энергопроизводства, регулярностью экспертиз, сжатыми сроками их проведения, необходимостью качественного экспертного анализа, убедительного для всех заинтересованных сторон. 

Вместе с тем, действующий механизм регулирования цен – экспертиза тарифов – из-за недостатка первичных, нормативных и расчетных данных, а также соответствующего инструментально-методического обеспечения в виде моделей и методов количественного и качественного анализа различных вариантов развития региональной энергетики не обладает, на наш взгляд, достаточными аналитическими возможностями принятия качественных упреждающих решений с прогнозируемыми последействиями. 

Так, отсутствует анализ процессов, имеющих значительный временной лаг. В сфере же управления энергетикой долгосрочная политика, ориентированная на глубинные, стратегические изменения, имеет первостепенное значение, если учитывать объективно высокую инертность ТЭК. Применительно к крупным административно-территориальным регионам России значение долгосрочной политики возрастает также в связи с расширением их экономической самостоятельности в решении многих энергетических проблем, необходимостью обеспечения в той или иной мере энергетической независимости региона. Исследование при этом макроэкономических тенденций изменения уровней энергопотребления и энергоемкости с помощью только прямого счета и обычного регрессионного анализа (анализа временных рядов) малоэффективно, поскольку требует «проигрывания» межотраслевых структурных сдвигов, изменений структуры конечного потребления региона и объемов ввода-вывода. 

Значительная неопределенность факторов и условий будущего развития электроэнергетических систем, множественность противоречивых целей экономических субъектов, участвующих в этом процессе, также требуют своего учета. Для этого необходимо при реализации вариантного подхода к моделированию развития региональной энергетики применение имитационных (сценарных) статистических экспериментов в рамках специально построенных процедур. Отбор наиболее вероятных стратегий развития должен производиться с учетом их надежности и использования связанных с этой категорией возможностей повышения структурной гибкости энергосистем, адаптации принимаемых плановых решений разных уровней к меняющимся условиям их реализации. 

Следует сказать и о недостаточной «прозрачности» информации об энергокомпаниях и регулирующих органов для потребителей энергии, отсутствии, если можно так выразиться, общественного характера («публичности») процесса регулирования. Возможности, появившиеся в результате развития сетевых информационных технологий не используются в должной мере для налаживания коммуникаций с потребителями, общественными и экологическими организациями, СМИ. 

В связи с вышеизложенным для эффективности работы РЭК необходима на наш взгляд разработка автоматизированной системы поддержки принятия решений, основой которой будут составлять математические модели и алгоритмы во взаимодействии с системой искусственного интеллекта, описывающие процессы развития и текущего функционирования электроэнергетики в регионе. 

На рисунке 2.1 отображена предлагаемая структура региональной экспертизы тарифов на энергию, состоящая из шести укрупненных модулей (блоков). 

Рис.2.1. Структура региональной экспертизы тарифов на энергию

Модуль 1. Подготовка данных, включая приведение информации разных лет и различных регионов к сопоставимому виду с учетом индексов цен на материальные ресурсы, индексации заработной платы за пользование сетями РАО ЕЭС, изменений в системе налогообложения, платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.п. 

Модуль 2. Анализ достоверности тарифов на энергию в отчетном периоде: ретроспективная оценка отклонений плановых/прогнозных значений технико-экономических показателей (ТЭП) от фактических по результатам функционирования региональной электроэнергетической системы. 

Модуль 3. В этом блоке производится динамический структурный анализ основных ТЭП РКЭ во взаимосвязи с социально-экономическими показателями региональной экономики. Осуществляется оценка тенденций энергосбережения и электрофикации в народном хозяйстве региона, а также – возможных экономических последействий применения определенных уровней тарифов с учетом изменения энергоемкости продукции предприятий-потребителей. 

Модуль 4. Статистическая оценка вероятностных характеристик распределений значений ТЭП РКЭ, зоны неопределенности условий развития и функционирования региональной энергетики. 

Модуль 5. Экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов, связанных с развитием энергоснабжающих систем, управлением энергообеспечением, энергопотреблением и экологизацией энергетического производства. 

Модуль 6. Экспертиза тарифов на энергию, предполагающая обоснование общей потребности в финансовых средствах, по видам регулируемой деятельности, расчет видов и объемов энергетической продукции в натуральном выражении с учетом возможностей оптимизации баланса электрической энергии и мощности энергоснабжающих организаций, определение потерь электрической энергии в сетях и других показателей. 


В третьем разделе рассматриваются некоторые экономико-математические модели для решения задач планирования, которые могут быть реализованы в рамках процедур региональной экспертизы тарифов.