2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ
Необходимость выполнения региональной экспертизы тарифов на энергию, совершенствования ее научно-методического обеспечения и технологии проведения определяются инфраструктурным характером энергетики как одной из отраслей жизнеобеспечения региона, важностью в связи с этим поддержания со стороны региональных властей баланса интересов производителей и потребителей энергии.
В связи со сказанным региональная экспертиза в качестве своего обоснования должна предполагать осуществление комплексного анализа и синтеза социально-эколого-экономических факторов, влияющих на формирование тарифов.
В настоящее время процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с «Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», введенным в действием постановлением правительства РФ №121 4 февраля 1997 г. В реализации государственной политики регулирования тарифов центр тяжести перенесен на региональный уровень, поэтому определяющее значение имеет эффективность функционирования низшего иерархического звена системы государственного регулирования – региональной энергетической комиссии (РЭК). К ее деятельности предъявляются особые требования, которые вызваны специфическими технико-экономическими особенностями энергопроизводства, регулярностью экспертиз, сжатыми сроками их проведения, необходимостью качественного экспертного анализа, убедительного для всех заинтересованных сторон.
Вместе с тем, действующий механизм регулирования цен – экспертиза тарифов – из-за недостатка первичных, нормативных и расчетных данных, а также соответствующего инструментально-методического обеспечения в виде моделей и методов количественного и качественного анализа различных вариантов развития региональной энергетики не обладает, на наш взгляд, достаточными аналитическими возможностями принятия качественных упреждающих решений с прогнозируемыми последействиями.
Так, отсутствует анализ процессов, имеющих значительный временной лаг. В сфере же управления энергетикой долгосрочная политика, ориентированная на глубинные, стратегические изменения, имеет первостепенное значение, если учитывать объективно высокую инертность ТЭК. Применительно к крупным административно-территориальным регионам России значение долгосрочной политики возрастает также в связи с расширением их экономической самостоятельности в решении многих энергетических проблем, необходимостью обеспечения в той или иной мере энергетической независимости региона. Исследование при этом макроэкономических тенденций изменения уровней энергопотребления и энергоемкости с помощью только прямого счета и обычного регрессионного анализа (анализа временных рядов) малоэффективно, поскольку требует «проигрывания» межотраслевых структурных сдвигов, изменений структуры конечного потребления региона и объемов ввода-вывода.
Значительная неопределенность факторов и условий будущего развития электроэнергетических систем, множественность противоречивых целей экономических субъектов, участвующих в этом процессе, также требуют своего учета. Для этого необходимо при реализации вариантного подхода к моделированию развития региональной энергетики применение имитационных (сценарных) статистических экспериментов в рамках специально построенных процедур. Отбор наиболее вероятных стратегий развития должен производиться с учетом их надежности и использования связанных с этой категорией возможностей повышения структурной гибкости энергосистем, адаптации принимаемых плановых решений разных уровней к меняющимся условиям их реализации.
Следует сказать и о недостаточной «прозрачности» информации об энергокомпаниях и регулирующих органов для потребителей энергии, отсутствии, если можно так выразиться, общественного характера («публичности») процесса регулирования. Возможности, появившиеся в результате развития сетевых информационных технологий не используются в должной мере для налаживания коммуникаций с потребителями, общественными и экологическими организациями, СМИ.
В связи с вышеизложенным для эффективности работы РЭК необходима на наш взгляд разработка автоматизированной системы поддержки принятия решений, основой которой будут составлять математические модели и алгоритмы во взаимодействии с системой искусственного интеллекта, описывающие процессы развития и текущего функционирования электроэнергетики в регионе.
На рисунке 2.1 отображена предлагаемая структура региональной экспертизы тарифов на энергию, состоящая из шести укрупненных модулей (блоков).
Модуль 1. Подготовка данных, включая приведение информации разных лет и различных регионов к сопоставимому виду с учетом индексов цен на материальные ресурсы, индексации заработной платы за пользование сетями РАО ЕЭС, изменений в системе налогообложения, платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.п.
Модуль 2. Анализ достоверности тарифов на энергию в отчетном периоде: ретроспективная оценка отклонений плановых/прогнозных значений технико-экономических показателей (ТЭП) от фактических по результатам функционирования региональной электроэнергетической системы.
Модуль 3. В этом блоке производится динамический структурный анализ основных ТЭП РКЭ во взаимосвязи с социально-экономическими показателями региональной экономики. Осуществляется оценка тенденций энергосбережения и электрофикации в народном хозяйстве региона, а также – возможных экономических последействий применения определенных уровней тарифов с учетом изменения энергоемкости продукции предприятий-потребителей.
Модуль 4. Статистическая оценка вероятностных характеристик распределений значений ТЭП РКЭ, зоны неопределенности условий развития и функционирования региональной энергетики.
Модуль 5. Экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов, связанных с развитием энергоснабжающих систем, управлением энергообеспечением, энергопотреблением и экологизацией энергетического производства.
Модуль 6. Экспертиза тарифов на энергию, предполагающая обоснование общей потребности в финансовых средствах, по видам регулируемой деятельности, расчет видов и объемов энергетической продукции в натуральном выражении с учетом возможностей оптимизации баланса электрической энергии и мощности энергоснабжающих организаций, определение потерь электрической энергии в сетях и других показателей.
В третьем разделе рассматриваются некоторые экономико-математические модели для решения задач планирования, которые могут быть реализованы в рамках процедур региональной экспертизы тарифов.