ГКАП

Новосибирский Государственный Технический Университет 


Предложения по разработке в НТУ ГКАП 
информационно-аналитической системы 

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ» 


Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) 630092, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20, корпус 1, 340-а 
тел.: (383-2) 46-29-18, 46-04-20 
факс: (383-2) 46-08-43, 
(383-2) 46-03-01, 
(383-2) 46-29-18 

E-Mail: result@redhouse.nstu.nsk.su 


Научный руководитель: д.т.н., профессор М.А. Кувшинова 


Ответственные исполнители: к.э.н., доцент А. И. Карпович, магистрант А. М. Скомарохов 


Новосибирск, 1997. 

Предложения по разработке в НТУ ГКАП информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию»

Содержание 

1. Краткая аннотация предложений по разработке в НТУ ГКАП информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию»...............3
2. Современное состояние и проблемы функционирования регионального рынка электрической и тепловой энергии в России.........................................4
3. Анализ возможных тарифных стратегий региональной энергокомпании.........................................................................................6 
4. Основные направления разработки информационно-аналитического обеспечения региональной экспертизы тарифов на энергию...................................10 
4.1. Моделирование региональной экспертизы тарифов на энергию...............................................................................................11
4.2. Об экспертизе инвестиционных проектов по управлению спросом со стороны региональной энергокомпании.................................................12 
Литература..................................................................................................................................................14 
Приложение. Программа работ по созданию информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию» ...........................15 


1. Краткая аннотация предложений по разработке в НТУ ГКАП информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию» 

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Новосибирским территориальным управлением ГКАП России и Новосибирским государственным техническим университетом разработаны предложения по созданию в НТУ ГКАП информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию». 
Предложения содержат анализ возможных тарифных стратегий региональной энергокомпании, на основании которого делается вывод о приоритетности стратегии долгосрочной оптимизации дохода региональной энергокомпании. В работе рассматриваются последействия данной стратегии и обосновывается ее необходимость как с позиции энергокомпании, так и с позиций потребителей энергии и государства. 
Так как уровни среднеотпускных тарифов на энергию определяют абсолютные величины затрат и прибыли энергокомпании, то они и должны в первую очередь регулироваться государством с целью их контроля и снижения. Исходя из этого, разработана структура системы моделей, включающая модель текущей экспертизы тарифов на энергию, а также модель экспертизы инвестиционных проектов по управлению спросом со стороны региональной энергокомпании и органов власти субъектов РФ. 
Предлагается программа первоочередных работ по созданию информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию» в следующих основных направлениях: юридическом, организационном и информационно-аналитическом обеспечениях. 


2. Современное состояние и проблемы функционирования регионального рынка электрической и тепловой энергии в России. 

В настоящее время субъектами регионального энергетического рынка являются: 1) регулирующие органы государственной власти (федеральные: Минтопэнерго, ГКАП РФ, Федеральная энергетическая комиссия; региональные: Обладминистрация, Региональная энергетическая комиссия); 2) региональная энергокомпания (в дальнейшем энергосистема - ЭС); 3) оптовые потребители-перепродавцы и другие энергоснабжающие организации; 4) потребители энергии. 
Основные интересы названных участников регионального энергетического рынка представлены в следующей таблице. 

Таблица 1. Интересы субъектов регионального рынка энергии. 

Субъекты регионального энергетического рынка Интересы субъектов
1. Органы государственной власти
- увеличение налоговых поступлений в бюджет 
- уменьшение социальной напряженности (в т. ч. безработицы) 
- соблюдение балансов интересов других субъектов регионального рынка энергии
2. Региональная энергокомпания - увеличение реального объема продаж, т. е. Средств, поступивших на расчетный счет региональной энергокомпании
3. Оптовые потребители-перепродавцы и другие энергоснабжающие организации
- увеличение реального объема продаж 
- увеличение прибыли 
- увеличение эффективности использования энергии (снижение удельных затрат на энергию)
3. Потребители
- увеличение прибыли 
- увеличение эффективности использования энергии (снижение удельных затрат на энергию)




Анализ интересов субъектов регионального энергетического рынка показывает, что они имеют противоречивый характер. В настоящее время согласование их интересов происходит при экспертизе тарифов на энергию, которую нельзя признать удовлетворительной в виду отсутствия четко проработанного методического и правового обеспечения (в частности, нет правового обеспечения санкционированного доступа государственных органов к информации ЭС, не индентифицировано понятие коммерческой тайны применительно к информации об естественных монополистах). 
Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день среднеотпускные тарифы на энергию практически формируются по критерию максимума затрат ЭС. Действующие тарифы не отражают не только реальные затраты ЭС, но и реальные финансовые потоки. В существующих условиях действует затратный механизм функционирования энергопредприятий [7]. Как следствие, потребители (в основной массе) не могут платить по искусственно вздутым ценам, что и явилось одной из причин появления неплатежей. Неплатежи, в свою очередь повлекли за собой появление таких механизмов, как бартер, взаимозачеты и т.п., которые позволяют ЭС осуществлять неконтролируемую государственными органами деятельность [2]. 
В результате сложившаяся ситуация порождает незаинтересованность ЭС в снижении затрат, что ведет к неэффективности всей технологической цепи - от производства до потребления, к неконкурентноспособности конечной продукции потребителей, росту социальной напряженности, а также к неблагоприятной экологической ситуации [2]. 
Анализ современного состояния и проблем функционирования регионального рынка электрической и тепловой энергии в России показал, что необходимы совершенствование и адаптация механизма организации взаимодействия ЭС, потребителей, государственной власти и согласование их интересов. Разработка такого механизма и его научно-методического обеспечения является на сегодня актуальной задачей, что и обусловило цель данной работы. 


3. Анализ возможных тарифных стратегий региональной энергокомпании. 

Так как производство, передача и распределение энергии в региональных энергосистемах (ЭС) России концентрированы и централизованы, региональные энергокомпании имеют определенную (монополистическую) власть над потребителями энергии. Можно выделить два стратегических варианта тарифной политики ЭС, принципиально различающихся по применению этой власти во взаимоотношениях с потребителями: 

1. Стратегия краткосрочной оптимизации доходов энергокомпании, направленная на «выжимание» максимального дохода из потребителя (больше сегодня). 

2. Стратегия долгосрочной оптимизации доходов энергокомпании, направленная на развитие платежеспособного спроса, т.е. на поддержку и развитие потребителей как единственного источника получения дохода ЭС (больше завтра). 

Остановимся подробнее на достоинствах и недостатках каждой стратегии. 

Рис.1. Последействия стратегии краткосрочной максимизации доходов энергокомпании
Рис. 1. Последействия стратегии краткосрочной оптимизации доходов энергокомпании. 

1. Достоинства стратегии краткосрочной оптимизации доходов энергокомпании - быстрое получение сверхприбыли для ЭС на краткосрочном периоде и отсутствие необходимости в затратах на научно-техническое развитие. 
Недостатки - отсутствие заинтересованности ЭС в снижении затрат ведет к постоянному их росту, что приводит к росту затрат перекладываемых на потребителей, которые в результате: 
1) разоряются; 
2) вынуждены сокращать энергопотребление от ЭС, в том числе; 
- переходят на альтернативные источники энергии; 
- переводят капитал в другие сферы деятельности или на другие территории; 
3) не производят/задерживают оплату полученной энергии; 
4) прибегают к несанкционированным подключениям к сети, что увеличивает коммерческие потери ЭС. 


В долгосрочном периоде энергокомпанию ждет ухудшение финансового состояния из-за постоянного падения реального платежеспособного объема спроса и роста цен на товары и услуги, потребляемые энергосистемой. Первая стратегия в долгосрочном периоде для ЭС - «мышеловка с бесплатным сыром», а для местных органов власти - падение налоговых поступлений, сопровождаемое социальными взрывами и потрясениями (рис. 1). 

Выигрыш поставщика, использующего свое монопольное положение на рынке в краткосрочном периоде, всегда меньше ущербов, в которые он ввергает покупателя [1]. В долгосрочном периоде это искусственно ограничивает производственные возможности региона и страны и в конечном итоге негативно отражается на самом поставщике. 
Задача государственной власти - не допустить реализации подобной стратегии энергокомпаний, как имеющей негативные разрушительные последствия для региона и страны. 


2. Достоинства стратегии долгосрочной оптимизации доходов энергокомпании - уменьшение рисков в увеличении доходов энергокомпании, связанное с постоянным ростом или стабилизацией спроса на энергию, а также социальные, экологические и экономические выгоды для государства, местных органов власти и всего общества в целом (рис. 2). 

Рис.2. Последействия стратегии долгосрочной максимизации доходов энергокомпании
Рис. 2. Последействия стратегии долгосрочной оптимизации доходов энергокомпании. 

Особенно выгодна такая стратегия таким энергодефицитным ЭС, как Новосибирскэнерго, так как ее реализация (программы энергосбережения) позволяет снизить размеры покупной энергии и дефицита мощности, что ведет к снижению зависимости региона от положения на оптовом рынке энергии и не снижает прибыль ЭС в краткосрочном периоде (рис. 3). 

Недостатки - смена приоритетов во взаимодействии энергокомпании с потребителями требует перестройки механизма организации взаимодействия ЭС, потребителей, государственной власти и согласования их интересов, технологии управления ЭС, изменения стереотипов экономического мышления руководства энергокомпании. 

4. Основные направления разработки системы региональной экспертизы тарифов на энергию. 

Можно выделить два основных направления в работе НТУ ГКАП на первых этапах создания информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию»: 


I. Юридическое обеспечение. 

Разработка механизма организации взаимодействия ЭС, потребителей, государственной власти и согласования их интересов требует соответствующего нормативно-правового обеспечения, которое на сегодня практически отсутствует или имеет временный характер действия. 
В частности, необходимо четко определить применимость понятия «коммерческая тайна» к хозяйственной деятельности естественных монополистов. Следует законодательно определить, какая именно деятельность энергосистемы должна быть отнесена к этому понятию. 

Рис.3. Последействия стратегии долгосрочной оптимизации в дефицитной энергосистеме на краткосрочном периоде
Рис. 3 Последействия стратегии долгосрочной оптимизации в дефицитной энергосистеме на краткосрочном периоде. 


II. Информационно-аналитическое обеспечение. 

1. Необходима компьютеризация всех звеньев оперативно- диспетчерского и административно-хозяйственного управления энергосистемы минимум до уровня энергопредприятия с целью замкнуть эту сеть не только на энергоуправление, но и на статистическое управление, Региональную энергетическую комиссию, Департамент энергетики при Обладминистрации и Информационно-аналитический центр НТУ ГКАП. Создание подобной компьютерной сети - основа санкционированного доступа к первичной информации и расчетным моделям энергоуправления ЭС, предприятий, входящих в состав ЭС, статистического управления и других предприятий и организаций. 
2. Требуется разработка системы экспертизы как текущих тарифов на энергию, так и инвестиционных проектов (ИП), направленных на улучшение экологической и социальной ситуации в регионе, на развитие ЭС и на управление спросом на энергию со стороны ЭС в целях увеличения платежеспособного объема энергопотребления. 

Рассмотрим подробнее второе направление работы по созданию информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию». 


4.1. Моделирование региональной экспертизы тарифов на энергию 

На рисунке 4 представлена структура предлагаемой региональной экспертизы тарифов на энергию, которая состоит из следующих укрупненных модулей-компонентов. [3; 4; 5; 6]. 

Рис.4. Структура региональной экспертизы тарифов на энергию
Рис. 4 Структура региональной экспертизы тарифов на энергию 

Модуль 1. Подготовка данных, включая приведение информации разных лет и различных регионов к сопоставимому виду с учетом индексов цен на материальные ресурсы, индексации заработной платы, изменений в системе налогообложения, платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и т.п. 

Модуль 2. Анализ достоверности тарифов на энергию в отчетном периоде (ретроспективная оценка надежности плановых и экспертных решений по результатам функционирования ЭС). 

Модуль 3. Индексный и структурный анализ социально-экономических показателей ЭС и региона, а также других смежных энергетических объединений и регионов. 

Модуль 4. Определение вероятностных характеристик затрат и их элементов, объемов реализованной продукции и прибыли энергообъединения, формирующих в совокупности тарифы на энергию. 

Модуль 5. Экспертиза тарифов на энергию с учетом вероятностных характеристик показателей (анализ пакета плановой документации ЭС). 

Модуль 6. Экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов по управлению энергообеспечением и энергопотреблением на основе анализа энергосберегающих тенденций, последействий уровня тарифов для ЭС, потребителей и региона в целом (рис. 5). 

Рис.5 Принципиальная структура региональной экспертизы тарифов на энергию
Рис. 5 Принципиальная структура региональной экспертизы тарифов на энергию 

Модуль 7. Агрегирование результатов экспертизы и их наглядное представление (визуализация) средствами компьютерной деловой графики. 

В данной работе подробнее остановимся подробнее на 6 модуле предлагаемой модели региональной экспертизы тарифов на энергию. 


4.2. Об экспертизе инвестиционных проектов по управлению спросом со стороны региональной энергокомпании. 

Следует сказать, что инвестиционная деятельность, направленная на управление энергообеспечением в России практикуется достаточно давно. Однако возможности, которые дает управление энергопотреблением (УЭП) со стороны энергосистемы до сих пор не использованы в полной мере. 
Согласно [9] управление спросом - это набор действий, которые включают управление нагрузкой, энергосбережение, электрофикацию и стратегическое стимулирование общего роста энергетического рынка. УЭП осуществляется ЭС энергопотребления при содействии и контроле региональных органов государственной власти с целью увеличения платежеспособного объема в форме программ следующих типов [8; 10]: 
1. Информационные программы для пропаганды мер по снижению потребляемой мощности и энергии; 
2. Техническая помощь в проектировании энергоэкономичных жилищ и электроприемников; 
3. Финансовые субсидии для потребителей, использующих энергосберегающие приборы и технологии, а также допускающих ограничения в периоды прохождения максимума нагрузки; 
4. Прямое участие в производстве энергоэкономичных приборов. 
Наряду с перечисленными программами данная система УЭП позволяет также осуществлять программы социальной и экологической направленности, разрабатываемые местными органами власти и общественными организациями. 
Планирование и реализация УЭП происходит поэтапно [9]. 

Первый этап - анализ текущего положения путем оценки эффективности энерготехнологий, а также планирование будущего энергопотребления. 

Цель второго этапа - идентифицировать перспективные меры УЭП, концентрируясь на используемом энергоэффективном оборудовании. 

На третьем этапе идет разработка программ. Цель этапа 3 - сгруппировать возможные меры, ранжированные на этапе 2 в логические группы для выполнения программы. В отличии от этапа 2 этот этап учитывает поведение потребителей. 

Четвертый этап представляет собой оценку предложенных программ с помощью различных тестов. 
Эти тесты включают социальный тест, общий тест ресурса, тест участника, тест меры воздействия уровня тарифа и тест затрат ЭС. Все тесты включают в себя ограничения, связанные с экологией (в социальном тесте экологические ограничения выражаются как внешние издержки) 

На пятом этапе идет реализация проектов. Он включает составление бюджета, назначение персонала и других ресурсов, детализированное планирование, разработку информационных систем для текущего контроля программ и т.д. 

Шестой этап - анализ выполненных или реализуемых программ. Этот этап имеет две цели: контроль реализации программ УЭП и планирование будущей корректировки проектов по управлению спросом. 

Таким образом, предложенная структура моделей экспертизы тарифов (рис. 4, 5), включающая модель экспертизы инвестиционных проектов по управлению спросом со стороны региональной энергокомпании, может быть использована в качестве основы создания компьютеризированной информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию». Программа разработки названной системы дана в приложении (стр. 15). 


Литература 

[1] Богачев В.Н. Прибыль?!.. (О рыночной экономике и эффективности капитала). - М.: Финансы и статистика, 1993. - 287 с. 
[2] Карпович А.И., Кувшинова М.А., Скомарохов А.М. Разработка структуры и методических положений региональной эколого-экономической экспертизы тарифов на энергию.// Экологически перспективные технологии. - Сборник трудов НГТУ. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1997. 
[3] Кувшинова М.А. Модели экспресс-диагностики текущего технико-экономического состояния энергосистем.// Электричество, 1994, №11, с. 9-11. 
[4] Кувшинова М.А. Консультационно-экспертная поддержка текущего управления в АСУ энергосистем.// Энергетик, 1994, №4, с. 7. 
[5] Кувшинова М. А. Принципы и методы функциональной интеграции задач текущего управления электроэнергетическими системами. // Электронная техника, 1993, № 2-3, с. 20-23. 
[6] Кувшинова М.А., Мудрик Р.А., Макарова С.В. Интегрированное решение задач текущего управления энергетическими системами. Новосибирск: НГТУ, 1993, 106 с. 
[7] Томилов В.Г., Филиппова Т.А., Якимова А.П. Совершенствование деятельности энергосистем в области сбыта продукции.// Энергетик, 1995, №4. 
[8] Шлимович В.Д. Управление спросом на электроэнергию в США.// Yia?aioicyenoai ca ?oaa?ii, 1992, ?2. 
[9] Olof Bjerkqvist. Perspectives on Demand-side Energy Efficiency. 
[10] Proc. Amer. Power Conf. Vol 51. Chicago. Apr. 24-26, 1989, p. 46-56. 

Приложение. Программа работ по созданию информационно-аналитической системы «Региональная экспертиза тарифов на энергию» 

Содержание работы Особенности реализации Примечания
Юридическое обеспечение
1. Доработка Закона Новосибирской области «О регулировании естественных монополий в Новосибирской области (НСО)» Необходима полная информация о действущих правовых нормах регулирования субъектов естественных монополий, в частности, информация о финансировании РЭК (о целевом налоге) 1997-98 гг.
1.1. Определение критериев эффективности функционирования субъектов естественной монополии
1.2. Правовые основы досрочного отстранения от должности Членов Коллегии РЭК
1.3. Область применения понятия коммерческой тайны к субъектам естественной монополии
1.4. Порядок информирования общественности и органов государственной власти о деятельности субъектов естественной монополии
Информационно-аналитическое обеспечение.
2 Концептуальное моделирование региональной экспертизы тарифов на энергию. Для проведения аналитических исследований необходима информация Статистического управления, Департамента энергетики Обладминистрации, НТУ ГКАП и ОАО Новосибирскэнерго 1997-98 гг.
2.1. Разработка методологии региональной экспертизы энергетических инвестиционных проектов.
2.2. Разработка методологии управления спросом.
2.3. Разработка методики текущей экспертизы тарифов на энергию
3. Постановка первоочередных задач управления региональной энергетической системой и их алгоритмизация. Необходима компьютеризация информационно-аналитического центра НТУ ГКАП и развитие региональных информационных систем на основе сетевых технологий. 1997-98 гг.
4. Разработка и реализация концепции региональной распределенной информационно-вычислительной сети, объединяющей субъектов естественных монополий и регулирующих их деятельность организаций. Необходима компьютеризация информационно-аналитического центра НТУ ГКАП и развитие региональных информационных систем на основе сетевых технологий. 1998-2000 гг.
Разработка организационного обеспечения системы региональной экспертизы тарифов на энергию.
5. Разработка механизмов взаимодействия субъектов естественных монополий и регулирующих их деятельность организаций в рамках данной программы. Выполнение первого и второго этапов данной программы. 1998-2000 гг.



Реализация данной программы, особенно на первых этапах, по нашему мнению должна инициироваться на региональном уровне ТУ ГКАП РФ, РЭК и администрацией субъекта РФ, а на федеральном уровне ГКАП РФ, ФЭК и Минтопэнерго. 


Доктор технических наук, профессор 
кафедры Организации производства НГТУ М.А. Кувшинова 


Кандидат экономических наук, доцент 
каф. Систем управления и экономики энергетики А. И. Карпович 


Магистрант кафедры Систем управления 
и экономики энергетики НГТУ А. М. Скомарохов